Блог Татьяны Попутниковой
Как появляются сказки о жадных и агрессивных мастерах
И почему те, кто копирует, обычно банят автора оригинала
Долго не решалась сделать публикацию на эту тему. Но поскольку я дружу со многими известными мастерами (искренне дружу), то часто слышу, как они переживают по поводу недоброжелателей. Поэтому я решила разобраться с этой проблемой.

И заодно показать начинающим мастерам, с чем они могут столкнуться, когда «вырастут». Ну или хотя бы помочь мыслить в правильном направлении)

Предупреждение. Эта статья не носит развлекательный характер. Многие моменты разбираю довольно жёстко. «Лучше вы обидитесь на меня сейчас, чем будете думать о совершённых ошибках потом» (с)
Представим типичную ситуацию. Девушка хочет получить дополнительный заработок и решает стать дизайнером украшений. Так появляется мастер-новичок. Новичок идёт в инстаграм, регистрирует профиль «Авторские украшения» и выкладывает работы. Вдохновение новичок ищет в том же инстаграме у других мастеров, на пинтересте, на модных сайтах типа Vogue.Украшения / farfetch / тематические блоги стилистов и дизайнеров.

Новичок поначалу ничего не знает о сообществе мастеров, не понимает, что почти все друг у друга на виду, и поэтому считает, что его не заметят. Вряд ли у новичка есть понимание, что «тусовка» мастеров довольно узкая.
У многих новичков первая мысль «кругом — конкуренты»
Новичок, если у него мало своих идей, часто идёт по самому лёгкому пути. Копирует модели, техники и либо выдаёт за свои, либо пишет, что сделано по мотивам, вдохновился и т.д. Или же просто отправляет автора оригиналов в бан и спокойненько со второго аккаунта продолжает следить за источником вдохновения и воровать идеи. Ведь своих пока нет, а вдохновляться надо.

Скоро такая модель поведения становится привычкой. Теперь любой мастер, идеи которого нравятся, воспринимается как потенциальный враг.

Разумеется, мастера, которые пытаются отстоять своё авторство, пугают новичка. Новичок знает, что делает неправильно, но неспособен признаться себе в этом. Легче защититься и придумать небылицу: автор оригиналов злой и страшный, поэтому от контакта с ним лучше держаться подальше. Автор жадный, т.е он по умолчанию плохо воспримет факт копирования. И, исходя из этого, любые попытки автора вразумить новичка или хотя бы обозначить границы и свои права — воспринимаются как агрессия.

Как я написала, такое поведение становится чертой характера, и причинно-следственная связь «автор чего-то нового = враг» теперь кажется естественной.

Поэтому на любого автора, которого новичок копирует, необходимо навесить ярлычки «злой, жадный, агрессивный». Так легче оправдать себя и заниматься привычным делом.

Увы, такая ситуация слишком часто встречается, поэтому я назвала её типичной
Как ещё можно оправдать себя? О, у меня целая коллекция таких манипулятивных ответов.

Приготовьтесь, будет довольно жёстко. Как я и предупреждала, это не развлекательная статья.
Надо ли говорить, что это поведение ущербно и не ведёт к сколько нибудь значимым результатам? Я не знаю ни одного успешного (и в коммерческом, и в медийном планах) мастера, который строил бы свою бизнес-модель на копировании. Да, вероятно такие мастера и зарабатывают что-то, и даже собирают свою аудиторию, но в целом это «крошки со стола»

Кроме того, на раннем этапе творческой карьеры копирующие мастера не понимают, что они заметны не только другим опытным мастерам, но и… покупателям. В интернете не так много людей, которые реально приобретают изделия ручной работы, особенно у новичков. Те, кто уважает и любит нефабричные украшения и ценит их за оригинальный дизайн и трепетное отношение к качеству — способны разобраться, кто кого скопировал и где оригинал.

Да, не всем покупателям это важно («лучше куплю у этой, она скопировала, зато продаёт за копейки»), не у всех даже есть время на изучение коммьюнити профи-мастеров. Но факт остаётся фактом.

Чем оригинальнее и самобытнее мастер, тем более благодарная, утончённая и разборчивая публика собирается вокруг него. Я сталкиваюсь с этим очень часто. Работать с такими клиентами — счастье.
Чем оригинальнее и самобытнее мастер, тем более благодарная, утончённая и разборчивая публика собирается вокруг него
И пару слов необходимо сказать о том, что такое копирование.

Я прекрасно понимаю, что среди мастеров намного больше милых, адекватных, чудесных девушек, с огромным уважением и любовью относящихся к мастерам, которые давно в этой сфере. Практически каждая ученица, которая приходит ко мне на мастер-классы, именно такая.

И вот мастерицы-новички, услышав про копирование, начинают загоняться на эту тему, выискивают у себя мало-мальски похожие на кого-то элементы и в итоге сильно переживают и укоряют себя. Вам я хочу сказать — всё намного проще, чем кажется.

Дело в том, что есть авторская идея, а есть общие для многих техники и творческие приёмы. Если вы используете какой-то приём, который встречается часто, у многих, и подаёте его по-своему, в своей манере, на своих фотографиях, то не переживайте!

Также не стоит погружать себя в «творческий вакуум», огораживаясь от любых идей извне. Все полезные идеи нужно складывать в «копилочку» и изменять под себя по мере необходимости!

И помните, что некоторые копирующие перенимают не только стиль работ, не только фотографии (фон, реквизит, ракурсы, цветокоррекция), но даже делают маникюр под «любимого» мастера. Увы, для таких мастеров у меня неутешительные новости…
    Призываю всех с уважением относиться друг ко другу!
    Пусть я буду похожа на кота Леопольда (словами, не мягкотелостью — за себя постоять я могу), но продолжу утверждать, что искренне дружить (даже виртуально) с сильными мастерами — выгоднее, чем банить и воровать идеи. То же самое относится и к нечистоплотным интернет-ресурсам, которые воруют у меня тексты статей.

    В условиях сильной конкуренции 1+1 всегда больше, чем 2.

    И как вы обозначите свою позицию на заре карьеры, насколько дальновидными вы окажетесь, настолько успешнее и стремительнее будет ваш взлёт.

    Успехов!
      А как вы относитесь к копированию?
      Вопрос и для мастеров, и для покупателей
      (опрос анонимный)
      Спасибо за участие!
      ЧИТАЙТЕ СТАТЬИ В БЛОГЕ
      Контакты
      Свяжитесь со мной удобный способом!

      WhatsApp: +7(903)563-06-08
      E-mail: tatiana@rimel-handmade.ru
      Instagram: @TatianaRimel