Интервью со мной для портала Сafebijoux

Татьяна Попутникова | March 4, 2016

— Татьяна, расскажите о себе, как вы стали заниматься украшениями?

Меня зовут Татьяна Попутникова, псевдоним Rimel. Я дизайнер украшений и фотограф. Работаю в технике объёмной бисерной вышивки, создаю украшения из камней, кристаллов Swarovski и других самых разных материалов. Также провожу фотосъёмки и обучаю мастериц рукоделию и предметной фотографии.


Вообще, моя профессия никак не связана с творчеством. Я эколог, в 2010 году защитила диссертацию, училась в МГУ. Но профессия и призвание — это разные вещи!

В 2007 году я купила в «живом журнале» два украшения. Бусы и серьги, у разных мастериц. С одной разговорилась, и по её наводке я поехала в «Бисер Бусинка Страз». Это был тогда один из немногих магазинов с материалами. Купила бусин, замочек, тросик — думала, дома сделаю бусы. Не тут-то было, забыла кримпы, пришлось ехать ещё раз. Так и началось.

Вместе с бусинками у меня появилась первая зеркалка. Я тогда не знала, что мне больше нравится — делать украшения или снимать их. Так до сих пор и не определилась. И создаю украшения, и снимаю их.

Разумеется, с 2007 года техника выросла существенно. Например, в конце 2014 года я впервые подержала в руках бисерную вышивку и поняла, что я тоже могу и хочу. Решила, что буду развиваться не в классической бисерной вышивке, а включать в неё разнообразные другие материалы, да и одна плоскость мне неинтересна, нужны объём, фактура!

Теперь могу похвастаться первой победой — второе место в конкурсе Swarovski и Greenbird с работой «Защитить хрупкой богатство Земли». Как вы видите, тема охраны природы не оставляет меня.




— Где учились созданию украшений и фотографии?

В 2007 году не было никаких легкодоступных обучающих материалов по бижутерии. Поэтому я много придумывала и изобретала сама, а что не могла изобрести — искала в интернете, как и все рукодельницы тех лет.

В конце 2014 многие известные мастера стали преподавать, и я в том числе. Горжусь тем, что посетила мастер-классы по бисерной вышивке, рада была знакомству с Гузелью Бакеевой и Аллой Масленниковой, нашими «бисерными звёздами». Шла, чтобы познакомиться с их техниками и отношением к творчеству. Ведь очень интересно, каким должен быть человек, чтобы стать известным?

Фотографии я тоже училась сама. Хотя, нет, в 2013 году посетила курс рекламной фотографии Игоря Сахарова, известного фотографа из Санкт-Петербурга, но тоже, чтобы понаблюдать за гуру. Теперь веду мастер-классы «Продающая фотография» для рукодельниц. Считаю, что всем мастерицам необходимо повышать свой фотоуровень, чтобы клиенты больше ценили ручную работу!



— Что вызывает ваше восхищение?

Как ни странно, выдающиеся характеры и поступки людей. Применительно к рукоделию — сила и упорство, понимание того, как нужно поступать, чтобы добиться цели. Ведь раньше я даже не представляла, чего хочу от творчества. Теперь цели и задачи складываются у меня в голове.


— А что вдохновляет?

Скажу фразу, в которой признается себе редкая рукодельница :) Конечно, работы других мастеров, произведения модных домов и шедевры прошлых веков. Это кладезь человеческого творчества, в нём можно черпать новые идеи. Разумеется, не копируя, а творчески переосмысливая. Я не верю, что мы сейчас можем создать что-нибудь совсем новое. Поэтому в каком-то смысле все поступают по принципу «воруй, как художник», хотят они этого или нет. В полной изоляции шедевров не сотворишь..

Ну, а что вдохновляет лично меня — стиль Art Nouveau, конкретно ювелирные работы Рене Лалика и Альфонса Мухи. Это вдохновение «на вырост». Пока я раздумываю, как воплотить стиль в бисере. Также вдохновляют работы, выполненные в тонком стилевом балансе брутальности и женственности.

И ещё я обожаю бисерные работы, которые не выглядят бисерными :)



— Чем вы гордитесь больше всего?

Именно сейчас я горжусь победой, вторым местом в конкурсе Swarovski и Greenbird, ведь это мой первый конкурс. Горжусь каждым своим клиентом, каждой ученицей, у которой загораются глаза!

К достижениям могу отнести ещё вот что. В июне 2015 года я оставила основную работу и посвятила себя полностью творческому бизнесу.



— Вы ушли с работы, этим могут похвастаться немногие мастерицы. Расскажите, как вам удаётся организовать рабочий процесс?

Я уходила не в неизвестность, у меня уже были клиенты, заказы, я знала свои возможности и доход. К творчеству, как и к любой работе, невозможно относиться как к повелению души и шёпоту музы, всё необходимо расчитывать, фиксировать и планировать, знать свои границы и понимать ответственность. Это, вероятно, самое сложное. Но именно тщательная подготовка позволяет получать максимум позитивных эмоций от работы. Счастливые клиенты, довольные ученики — все те люди, которым я принесла радость и пользу, дарят мне мотивацию двигаться дальше. Спасибо вам!

Понимание, как организовать рабочий процесс, пришло ко мне не сразу. Считаю, что в первую очередь должен быть достигнут высокий уровень клиентского сервиса. Это всё — удобство заказа работы, быстрая реакция, вежливость и терпение, много терпения, продуманная доставка и упаковка, варианты решения конфликтных ситуаций. А также ответственность за качество и сроки. Ситуации «Ой, не получилось» или «Вдохновение не пришло, сделаю через неделю!» — недопустимы. Лучше закладывать дополнительное время, чем подводить.

И далеко не сразу ко мне пришло понимание ценообразования. Например, раньше я не задумывалась, что именно ручной труд, исполнение составляют лишь небольшой процент итоговой стоимости (разумеется, в зависимости от трудоёмкости техники). Очень ценны продуманность, комфортность и способность вещи вписаться в жизнь клиента. Поэтому, к примеру, новичок можно скопировать работу известного мастера, но вряд ли он сразу найдёт клиента. Неочевидные факторы весьма важны.



— Как вы воплощаете ваши творческие замыслы в жизнь?

Знаете, музу можно призвать. Но не лёжа на диване. Она приходит только после упорного труда. Например, вот как проходит моя рукодельная неделя. День на раскачку, затем несколько дней работаю в хорошем темпе. Идей море, только успевай зарисовывать, чтобы не забыть, пока работаешь над одной работой. Ещё очень хорошо помогают дедлайны. Например, назавтра съёмка с моделью, и я в ночь делаю работу, которая потом становится любимицей!

Бывают «недели пиара» — я фотографирую работы, обновляю сайт и магазин на Ярмарке Мастеров, готовлю посты для инстаграма @tatianarimel, пишу статьи, выискиваю на пинтересте свежие идеи. В частности, интервью я как раз отложила на такую «неделю пиара».


— Что выступает в качестве вашей мастерской?

Работаю дома. Очень рада, что место позволяет, а муж не против моему раю: стол компьютерный, белый стол для рукоделия, шкаф со стратегическими запасами материалов, вечно занятый подоконник, разложенная фотостудия. Пока нет желания организовать себе студию вне дома.

Дома также провожу и индивидуальные мастер-классы. Ну а групповое обучение уже проходит, конечно, в студиях рукоделия.



— Какие люди находятся рядом с вами?

Не устаю благодарить своего мужа за реальную поддержку. Мои родные также верят и радуются моим успехам. Я знаю, как страдают многие мастера от непонимания близких.. На самом деле, и моя бабушка долго не могла принять моего решения уйти с работы. Ведь экономисту советской закалки сложно представить, как променять стабильность на неровный заработок со множеством неизвестных. Но сейчас мне удалось убедить её в успешности своего дела, именно факты заставляют её радоваться и гордиться мной. Спасибо, дорогая бабушка!


Поделитесь вашими планами на будущее.

Какие планы могут быть у творческого человека? Разумеется, слава и всеобщее признание! (это сказано с долей самоиронии, если что). Я намерена участвовать в конкурсах, наших и международных. Первая победа у меня уже есть! Хочу делать не разрозненные работы, а продумывать и реализовывать коллекции. Хочу сотрудничества с дизайнерами, фотографами, журналами.

Я верю в себя и желаю того же и вам! Спасибо :)






Интервью провёл Евгений Билина