Меню
Почему я перестала вышивать бисером
Победы в конкурсах, сложные работы, признание покупателей и коллег - и всё зря?
апрель 2020
Сперва расскажу про свой путь в вышивке бисером и бусинами, будет много фото. Выводы — в конце статьи
Вышивать бисером я попробовала первый раз в 2015 году. Несмотря на некоторую предубеждённость, мне понравилось. Первую брошь почти сразу купили. Вторую я подарила и имениннице очень понравилось — тут же надела. После этого я решила уже не наступать на грабли самостоятельного освоения техники, как в прошлые разы, и сразу пойти за обучение к опытным мастерам.
Вот, кстати, те самые две первые вышитые броши:
У кого только я ни училась. У Гузели Бакеевой, Аллы Масленниковой, Полины Копривник, Тани Потаповой, Юли Гориной, Инги-Мариты, Юли Баньковой, Оли Антоновой. Целенаправленно ходила к ярким и известным в то время мастерам, чтобы охватить максимум техник и подсмотреть за авторскими наработками.
Чем восхищает бисерная вышивка? В ней, в отличии от бижутерии-сборки, можно создать свой дизайн с нуля. Это больше про творчество. Если в бижутерии мы привязаны к готовому дизайну фурнитуры, то вышитая или плетёная работа может быть любая. Больше простора для творчества и больше ответственности.

Немного бисерных работ 2015-17:
У меня хорошо получались вариации крестов-орденов, цветы и композиции с кристаллами Сваровски:
Броши — это малые формы. Но хотелось двинуться дальше и попробовать работы крупнее. Получалось всё лучше и мне было всё интереснее
В 2016 году я первый раз попробовала отправить работу на конкурс магазина Greenbird при поддержке Swarovski. И сразу заняла второе место. После этого я ещё несколько раз занимала первые и вторые места на конкурсах.

Колье с вышитыми гладью портретами Ж.-И. Кусто и его корабля было выкуплено организаторами конкурса Sw-strazy и подарено внучке Жака-Ива, Селин, которая продолжает дело знаменитого деда. Со Сваровски Селин делала совместную коллекцию кристаллов, посвящённую морским моллюскам.

Мои работы-победители:
Мой последний конкурс 2018 года. Работа была наиболее технически сложная. Речь в ней шла о борьбе внутри каждого человека, где светлый и тёмный кристаллы символизируют противоположные стороны личности, которые человек взращивает по своей воле. Работа заняла сразу два места, первое и второе.
Ни одной работы из размещённых выше у меня уже нет, все они нашли хозяек.

Однако времена менялись, обучающих материалов становилось всё больше, «бисерно-вышивальный» сегмент ютуба развивался всё стремительней. Всё больше начинающих мастериц понимали, что раз их броши не продаются, то выгоднее продавать мастер-классы. Люди готовы потратить условную 1000 рублей на красивое хобби, чем покупать готовое изделие. Порог входа в сферу вышивки опускался всё ниже.

В таких обстоятельствах мастер просто не может не существовать вне высококонкурентной конъюнктуры. К тому же, пока работы продаются в пределах соцсетей, необходимо учитывать алгоритмы и быстро меняющиеся интересы аудитории. Если в оффлайне или с сайта (при условии грамотной раскрутки и рекламных бюджетов) можно долгое время успешно продавать тиражи несложных бестселлеров, то инстаграм постоянно требует новенького, чтобы публика не заскучала.

Поэтому большая часть мастеров не могут выпрыгнуть из порочного круга — нужно делать работы всё в более изощрённых техниках, с более дорогими и редкими материалами, всё более трудоёмкие, декоративные и т.д. Поскольку покупателей на такие работы довольно мало, то мастера начинают соревноваться друг с другом и не видят реального интереса покупателей. Вырваться сложно. А ведь есть бренды, которые делают просто, лаконично и при этом не менее эффектно. Просто потому что существуют вне такой болезненной обстановки.
Я это осознала в 2019 году и поняла, что не хочу принимать участие в навязанном соревновании.

Мне было грустно, когда я видела сложные и прекрасные вышитые броши всего по 1500 рублей. Было грустно, что начинающие мастера смешивают бизнес и хобби, не понимают, что в наценке обязательно должен присутствовать процент на саморазвитие, эксперименты и инновации, и заменять его темой «зато я удовольствие получаю» не очень грамотно. Потому что в итоге работы покупать перестанут (зачем платить за чужое удовольствие?), и мастер переключится на обучение — если повезёт, то платное, а если нет, то откроет канал на ютубе. Кстати, если вам кажется очевидным вариант нанять таких мастериц на работу и продавать их работы через каналы вне соцсетей, то дело почти всегда разобьётся о творческую гордость и нежелание делиться и так крохотной прибылью.

Ну, оставим на этом начинающих мастериц, все же когда-то начинали, да и в любой сфере с лёгким порогом входа всегда происходит ровно то же.

Я решила перестать уже наконец обращать внимание на задемпингованную сферу. Поняла, что сказала всё в бисерной вышивке, что хотела. Конкурсы, места, признание — есть. Села и посчитала: к счастью, сборка бижутерии более выгодная, аудитории у бижутерии из камней и жемчуга намного больше. К тому же, в ручной сборке я видела больше перспектив развития и трезво оценивала свои ограничения и преимущества.

И ещё. Стал очевидным ещё один недостаток вышивки для меня. Люди, которые хотят приобрести арт-изделие и готовы платить за него приличную сумму, скорее захотят получить украшение в драг.металле с хорошими натуральными камнями. Это особенность российского рынка — материал важен, что бы ни говорили стилисты и дизайнеры. Как вы заметили, последние свои работы я делала всё более и более напоминающими ювелирные изделия или винтажную европейскую послевоенную бижутерию.

А что было в следующем году, все прекрасно помнят. Локдаун, кризис, а с ним неопределённости, страхи и необходимость что-то менять пришли в жизнь многих людей. Я поблагодарила бисер за бесценный опыт и несколько невероятных лет вместе, и пошла изучать ювелирное дело.

Но это уже совсем другая история...