Меню
Копирование авторских украшений. Заимствовать или изобретать, когда всё уже придумано?
Как появляются новаторы и подражатели, всегда ли копировать плохо, как быть если вас копируют или наоборот, вы решили заняться заимствованием идей
июль 2019, с дополнениями
Долго не решалась сделать публикацию на эту тему. Но поскольку я дружу со многими известными мастерами (искренне дружу), то часто слышу, как они переживают по поводу недоброжелателей. Поэтому сегодня и разберёмся с этой проблемой.

И заодно хочу показать начинающим мастерам, с чем они могут столкнуться, когда «вырастут». Ну или хотя бы помочь мыслить в правильном направлении)

Предупреждение. Эта статья носит не развлекательный характер, поэтому тут одна-единственная картинка (предлагаю угадать, где оригинал, а где копии с ютуба). Многие моменты разбираю довольно жёстко. «Лучше вы обидитесь на меня сейчас, чем будете думать о совершённых ошибках потом» (с)
Представим типичную ситуацию. Девушка хочет получить дополнительный заработок и решает стать дизайнером украшений. Так появляется мастер-новичок. Новичок идёт в соцсеть, регистрирует профиль «Авторские украшения» и выкладывает работы. Вдохновение новичок ищет в той же соцсети у других мастеров, на пинтересте, на модных сайтах типа Vogue.Украшения / farfetch / тематические блоги стилистов и дизайнеров.

Новичок поначалу ничего не знает о сообществе мастеров, не понимает, что почти все друг у друга на виду, и поэтому считает, что его не заметят. Вряд ли у новичка есть понимание, что «тусовка» мастеров довольно узкая.
У многих новичков первая мысль «кругом — конкуренты»
Новичок, если у него мало своих идей, часто идёт по самому лёгкому пути. Копирует модели, техники и либо выдаёт за свои, либо пишет, что сделано по мотивам, вдохновился и т.д. Или же просто отправляет автора оригиналов в бан и со второго аккаунта продолжает следить за источником вдохновения и воровать идеи. Ведь своих пока нет, а вдохновляться надо.

Скоро такая модель поведения становится привычкой. Теперь любой мастер, идеи которого нравятся, воспринимается как потенциальный враг.

Разумеется, мастера, которые пытаются отстоять своё авторство, пугают новичка. Новичок знает, что делает неправильно, но неспособен признаться себе в этом. Легче защититься и придумать небылицу: автор оригиналов злой и страшный, поэтому от контакта с ним лучше держаться подальше. Автор жадный, т.е он по умолчанию плохо воспримет факт копирования. И, исходя из этого, любые попытки автора вразумить новичка или хотя бы обозначить границы и свои права — воспринимаются как агрессия.

Как я написала, такое поведение становится чертой характера, и причинно-следственная связь «автор чего-то нового = враг» теперь кажется естественной.

Поэтому на любого автора, которого новичок копирует, необходимо навесить ярлычки «злой, жадный, агрессивный». Так легче оправдать себя и заниматься привычным делом.

Увы, такая ситуация слишком часто встречается, поэтому я назвала её типичной
Как ещё можно оправдать себя? О, у меня целая коллекция таких манипулятивных ответов.

Приготовьтесь, будет довольно жёстко. Как я и предупреждала, это не развлекательная статья.
Надо ли говорить, что это поведение ущербно и не ведёт к сколько нибудь значимым результатам? Я не знаю ни одного успешного (и в коммерческом, и в медийном планах) мастера, который строил бы свою бизнес-модель на копировании. Да, вероятно такие мастера и зарабатывают что-то, и даже собирают свою аудиторию, но в целом это «крошки со стола»

Кроме того, на раннем этапе творческой карьеры копирующие мастера не понимают, что они заметны не только другим опытным мастерам, но и… покупателям. В интернете не так много людей, которые реально приобретают изделия ручной работы, особенно у новичков. Те, кто уважает и любит нефабричные украшения и ценит их за оригинальный дизайн и трепетное отношение к качеству — способны разобраться, кто кого скопировал и где оригинал.

Да, не всем покупателям это важно («лучше куплю у этой, она скопировала, зато продаёт за копейки, так я и на скидку ещё прожму»), не у всех даже есть время на изучение коммьюнити профи-мастеров. Но факт остаётся фактом.
Чем оригинальнее и самобытнее мастер, тем более благодарная, утончённая и разборчивая публика собирается вокруг него
Кстати, даже если вы, как мастер, лишитесь какого-либо ресурса, ядро вашей аудитории найдёт вас и поддержит. Так произошло со мной, когда в феврале 2021 безвозвратно заблокировали мой инстаграм с 53тыс подписчиков. И нет, мой бизнес не просел и не был уничтожен — всё благодаря невероятной поддержке аудитории и постоянных покупательниц, за что я не устану их благодарить.
Привожу публикацию моей хорошей знакомой, Анны Сильвестровой. Аня — одна из наиболее копируемых мастериц. Она и рада бы не обращать внимание на конкурентов, но покупательницы бдят и присылают ей свежие результаты «творческой несамостоятельности» некоторых мастеров. Весьма красноречивая публикация. Аня разрешила мне опубликовать скрины. Заодно — и некоторые комментарии.
Что делать, если вы решили заниматься копиями, несмотря ни на что?
Такие бизнес-модели были, есть и будут. Если вы по определённым причинам решили создавать точные копии работ мастера с ярко выраженным авторским стилем, и осознаёте возможные последствия, вам следует поступить следующим образом:

  • провести анализ каналов продаж и рекламных площадок, на которых присутствует ваш «донор»
  • найти площадки и каналы продаж, слабо или не пересекающиеся с «донорскими».
Таким образом вы будете работать на другую аудиторию, и тем самым исключите прямую конкуренцию ваших брендов.

Например. Вы решаете копировать известного мастера, который реализует свои работы только в инстаграме, и там же рекламируется. Вы можете отдавать копии на реализацию в магазины и салоны города, т.е. «уйти в оффлайн».
    Какие последствия могут быть?
    В большинстве случаев — чисто эмоциональные. Разумеется, большая часть частных мастеров не имеет возможности обезопасить себя легальными методами типа патентования. (Вообще, с моей т.зр., патентование бижутерии с готовой фабричной фурнитурой бессмысленно, да и институт патентования работает к сожалению лишь в сторону крупных бизнесов с бюджетами, способных защитить наработки в судебном порядке).
    Т.е. максимум вы получите претензии в личной переписке, или возмущение автора-донора в соцсети. Однако если эта сторона обладает возможностями, можете ждать в почтовый ящик досудебный иск и далее по нарастающей, или просто на вас напишут заявление в полицию и прокуратуру. Консультации с ювелирными юристами по авторскому праву сейчас вполне доступны.

    Не буду углубляться, какими не слишком легальными способами может воспользоваться оскорблённая сторона (купить вам жалоб с целью удалить аккаунт в соцсети, ботов, спам-атаку, взломать аккаунт, заказать негативные отзывы на маркет-плейсе и т.д.).

    Гораздо интереснее обсуждать не эту мелочность, а долгосрочные репутационные последствия. Допустим, вы развили свой бизнес и хотите расшириться на более крупные площадки, где уже присутствует отбор работ. Либо сотрудничать с селебрити, глянцем, выставками, галереями. Как только вы желаете стать более известным, вам будет необходимо как-то справляться с фактами копирования, ведь это те самые «жареные новости», которые так любят раскапывать журналисты и блогеры, а публика — читать. Либо терпеть отказы и критику.
      А как быть, если копируют мои украшения?
      Есть эмоциональная сторона вопроса и рациональная.

      Разумеется, это очень неприятно. Вряд ли вам получится испытать гордость в духе «раз меня копируют, то я впереди». Но факт стоит пережить, выпустить пар и подумать, а почему же скопировали именно вас.

      Иногда есть вероятность, что позаимствовали не именно вашу идею, а чью-то другую, о существовании которой вы не подозревали. Ведь сфера производства бижутерии сейчас развивается огромными темпами. Если вы подписаны на сотню брендов или мастеров в соцсети, это не значит, что вы охватили весь срез. Если захотеть углубиться в тему и создавать уникальный продукт, придётся либо прокачивать насмотренность, либо брать консультации стилистов.

      Однако, как бы нам не хотелось, большинство людей не умеют создавать новаторский продукт. Это данность и особенность нашей природы и психики — нерационально рисковать и идти в неизведанное, когда ресурсов не так много и творческий или финансовый результаты хочется приблизить поскорее. Гораздо проще пойти по дороге копирования. Кто-то это осознаёт, кто-то умудряется виртуозно компилировать из чужих идей «новое», а кто-то объясняет необходимость копирования эпохой постмодерна. А кто-то просто обманывает себя, создавая копии и утешаясь словами «ну это же я сделал, значит это уже моё». Если вам интересно, себя я считаю скорее компилятором, и почти не претендую на новаторство.

      Так вот, если нет сомнений в том, что копируют именно вас, то лучше всего взять консультацию юриста. Именно юрист, особенно юрист погружённый в ювелирную тематику и вопросы авторского права, поможет вам сориентироваться в ваших возможностях и предложить ход действий. Там очень много нюансов и все я здесь описать не смогу.

      На сладкое. Если вы (и я) работаем с фабричной фурнитурой китайского производства, стоит принять как факт, что практически все дизайны в такой фурнитуре — это либо копии брендов, либо творческая переработка их успешных дизайнов. Если вам понравился интересный дизайн в фурнитуре, будьте уверены, что-то похожее уже было у какого-то бренда, просто вы не знаете.
      Собственно, по этой причине я пошла изучать ювелирное дело, но это другая история.
        И пару слов необходимо сказать о том, что такое копирование.
        Я прекрасно понимаю, что среди мастеров намного больше милых, адекватных, чудесных девушек, с огромным уважением и любовью относящихся к мастерам, которые давно в этой сфере. Практически каждая ученица, которая приходит ко мне на мастер-классы, именно такая.

        И вот мастерицы-новички, услышав про копирование, начинают загоняться на эту тему, выискивают у себя мало-мальски похожие на кого-то элементы, расстраиваться, терять веру в себя, мотивацию заниматься творчеством. Вам я хочу сказать — всё намного проще, чем кажется.

        Дело в том, что есть авторская идея, а есть общие для многих техники и творческие приёмы. Если вы используете какой-то приём, который встречается часто, у многих (для примера задайте в поисковике запрос «комбинированное колье из жемчуга с цепью»), но при этом подаёте его по-своему, в своей манере, на своих фотографиях, то не переживайте!

        Считаю, что совсем не копировать неверно. Ведь обучение художественным специальностям строится в том числе на копировании. Пока вы учитесь на копировании чужой работы, вы понимаете логику автора, подхватываете его приёмы, анализируете и подгоняете под себя.
        Но копирование уместно, пока это происходит в формате обучения. «Оперившись», художник должен заявить о себе как о самостоятельной творческой единице. Либо признаться себе в неспособности выдавать оригинальный творческий продукт. Это также нормально, не всем дано быть творцами.

        Поэтому, пока вы только начинаете делать украшения, для себя или узкого круга знакомых, — копирование допустимо, ведь надо как-то учиться. А вот когда вы выходите в конкурентную среду, где вас будут оценивать покупатели, или может встретить ваш дизайнер-кумир (например, в инстаграм или на Ярмарку Мастеров), тут уж будьте добры оставить копии за кадром и представить публике свои наработки.
        Как говориться, стоит быть оригиналом, а не копией.

        Также не стоит погружать себя в «творческий вакуум», отгораживаясь от любых идей извне. Не стоит также смотреть только лишь на одних мастеров, изготавливающих украшения. Творчество требует постоянного формирования и актуализации кругозора. Что такое вдохновение? Это значит не просто любоваться, но деятельно подмечать и запоминать для себя нюансы, которыми вы сможете воспользоваться. Например, вы обращаете внимание на образ героини сериала и придумываете к нему украшения. Или во время похода в театр вы смотрите не только на сцену, но и на украшения зрительниц в зале. Или вы делаете для себя подборки украшений, которые носят блогеры, за которыми следит ваша аудитория. Отсматриваете модные показы и отмечаете тренды в украшениях. Вы читаете книги, слушаете музыку, испытываете эмоции и собираете для себя описания, фразы, которыми можно также описать отправную точку вдохновения ваших работ — ведь покупателям всегда интересно узнать о том, как возникла ваша небанальная и искренняя идея.

        Все тенденции нужно наматывать на ус, а близкие лично вам идеи стоит складывать в «копилочку» и изменять под себя по мере необходимости. Сохраняйте скрины на телефон, скачивайте картинки на компьютер. Сортируйте, возвращайтесь к ним. А изолировать себя от творческого окружения вы успеете, когда накопите опыт и насмотренность, которая станет вам мешать. Только тогда, сейчас — рано. Смотрите, впитывайте.

        И помните, что некоторые копирующие перенимают не только стиль работ, не только фотографии (фон, реквизит, ракурсы, цветокоррекция), но даже делают маникюр под «любимого» мастера. Увы, для таких мастеров у меня неутешительные новости — иногда стоит повзрослеть и перестать ориентироваться на других, как бы это не было больно.
          Призываю всех с уважением относиться друг ко другу
          Такое моё непопулярное мнение. Пусть я буду похожа на кота Леопольда (словами, не мягкотелостью), но продолжу утверждать, что искренне дружить (даже виртуально) с сильными мастерами-коллегами и брендами — выгоднее, чем банить и воровать идеи на старте творческой карьеры.

          В условиях сильной конкуренции 1+1 всегда больше, чем 2.

          И как вы обозначите свою позицию на заре карьеры, насколько дальновидными вы окажетесь, настолько успешнее и стремительнее будет ваш взлёт.

          Успехов!

          P.S. Как понимаете, всё вышесказанное относится к людям с запросом на творчество и уникальность реальную, а не на словах. Если вопрос исключительно про прибыль с творчества — разумеется, тут проще позаимствовать чужую успешную бизнес-модель.

          P.P.S. Решение скопировать данный текст к себе на сайт должно сопровождаться ссылкой на источник (мой сайт) и уведомлением меня. Привет одному не слишком известному магазину, любителю «авторского» рерайта моих текстов.
            А как вы относитесь к копированию?
            Вопрос и для мастеров, и для покупателей
            (опрос анонимный)
            Спасибо за участие!
            Обучение
            Научитесь создавать украшения ручной работы у мастера с 15-летним опытом на мастер-классе в Москве. Индивидуальный формат и максимум техник сборки бижутерии своими руками